Валерий Счастный объединяет архетипы белорусской культуры (со знаковыми системами и основными композиционными схемами) и христианские символы – с супрематическим каноном
Геометрически жёсткие по форме и яростные по цвету, его картины проявляют энергию памяти нашей земли и взаимодействуют с авангардными композициями ХХ века. Крест – один из излюбленных малевичских канонических знаков становится основным в работах Валерия Счастного. Его творчество – это визуальный способ современного приобщения к истокам национальной культуры с ее архитектоникой, семантикой и структурой, символикой рушников и нарядов, вербальными кодами восприятия мира и космоса, а также к мифопоэтической картине мира.
Художественное сознание Счастного объединяет супрематические формы в плотную структуру, внутри которой они переплетаются, проникают друг в друга, синтезируются и создают новую общность.
«Витебск 20-х» – одно из немногих художественных посвящений предшественникам, товарищам по цеху. В этой работе художник отходит от страстности красного (чему способствует темпера) и использует колорит нежный, лирический, ностальгический.
«Сонечнае яднанне» – солнечное единение представляет собой символическую формулу, отсылающую к самым древним солярным знакам, объединяющим рунические, древнеславянские, белорусские языческие знаки с христианской символикой и с авангардной стилистикой.
Связь с предками подчеркнута вертикальными ритмами крестов, пересекающихся мощными горизонталями, что всегда создает еще более значительные крестообразные формы. А малевичские квадраты сополагаются с треугольниками, радугами и колоколами. Форма квадрата согласуется с формами круга и языками пламени. Цветовые соотношения создают ощущение гобелена, как бы уплотняя его фактуру в живописи.
«Уновис 100» – полотно-посвящение выявляет супрематический орнамент товарищей Малевича, четко следуя в границах геометрических форм, разработанных ближайшими учениками Малевича – Н. Суетиным и И. Чашником.
Наиболее строго супрематическая форма проявлена в картине «Ковчег 21 век», где квадраты и прямоугольники наслаиваются, сопрягаются и содержат крест внутри, и вся совокупная форма плывет в полосе черного цвета. А кульминацией серии работ становится «УНИЯ», с ее острыми динамичными, спаянными крестом вытянутыми треугольниками, подобными остриям, которые багряными стрелами-языками впиваются в небо.
Татьяна Котович, доктор искусствоведения, куратор выставки

Валерий Игнатьевич Счастный родился 23 мая 1951 года в г. Дриссе/Верхнедвинске. В 1973 году закончил художественно-графический факультет Витебского пединститута им. С.М. Кирова. До 1996 года работал в Витебском художественном комбинате «Мастацтва», а затем в Верхнедвинской школе искусств и Центре детей и молодежи. С 1993 года – член СХ Беларуси. Участник областных и республиканских выставок и международных пленэров. В начале 2000-х провел несколько персональных выставок.
Член творческого объединение «Квадрат» (1987-1994) и участник всех творческих акций и групповых выставок объединения в Беларуси и Европе.

Выставка работает до 10 апреля в музее истории Витебского народного художественного училища.

 

Русский